“Никак не могу определить свой цветотип и подобрать сочетание цветов в одежде — с чего начать?”, “Несколько раз работала со стилистами и каждый раз меня типировали по-разному, так и не понимаю, какой у меня цветотип!”, “Как выбирать и носить яркие цвета? Как выбирать и носить цветные сумки и платки?”
…
У меня в почтовом ящике и в директе в моем профиле в инстаграме есть отдельная папка, в которую складываются письма с вопросами про сочетание цветов в одежде и выбор цветовой палитры гардероба. Эта тема живет и трепещет, смущая женщин, находящихся в поиске своего стиля, своей сложностью — вроде как нужно немедленно разобраться со своим цветотипом, иначе все пропало!
В книге “Основы безупречности” я коротко излагаю основы работы с цветом, но чувствую, что назрела настоятельная необходимость еще раз на эту тему поговорить.
Готовы? Материал немного нудный, но я постараюсь живенько. А вы, если дочитаете до конца, научитесь по-новому выбирать и подбирать цвета, или получите фактическое подтверждение тому, что и так знали интуитивно.
НО СНАЧАЛА СПОЙЛЕР
Спойлер: сочетание цветов в одежде — это не проблема, проблема в уверенности что вам обязательно нужно определить свой цветотип, чтобы правильно подбирать цвета, иначе все пропало.
Каждая женщина — подчеркиваю, каждая! — хотя бы раз в жизни надевала вещь того цвета, который ей однозначно идет (топ, блузку, рубашку, свитер, шарф, платье — то, что носится к лицу). И ей все говорили комплименты. И она сама смотрела на себя в зеркало и себе нравилась. И глаза блестели ярче, и кожа светилась, как после отпуска…
Помните такую вещь? Или, может быть, она есть у вас в гардеробе сейчас? Это должна быть вещь полного яркого цвета (не серая, не белая и не черная), или с ярким цветным принтом, в котором преобладает какой-то один цвет (и именно он вам и идет). Идет однозначно и бесповоротно, без всяких сомнений.⠀
Вам нужно найти или вспомнить эту вещь. Как только вы это сделаете, вы моментально определите свой “цветотип”. Без изучения оттенков глаз и волос моделей на мутных фото, иллюстрирующих цветотипы, без мук “я мягкая весна или глубокая осень?!” Вы за 3 секунды сможете разработать кучу разных палитр — контрастные, mute, аналоговые, какие угодно. И дальше жить с этим знанием долго и счастливо, и учиться выбирать и сочетать цвета, и планировать палитру своего гардероба.
Если вам неохота дальше погружаться в теорию, то доставайте эту вещь из шкафа, и прокручивайте вниз этот пост до блока «ПРАКТИКУМ» — я там рассказываю, что с ней нужно сделать.
Ну а если у вас есть время почитать теорию, то идем дальше.
ТЕОРИЯ ЦВЕТОТИПОВ
Книга Кэрол Джексон “Color me beautiful” вышла в конце 80-х, и именно она заложила основу той типологии цветов про которую вы все слышали. Сама Кэрол своей системой хотела сделать жизнь женщин проще, но на практике все только усложнилось…
Расскажу о подходе очень сжато (если хотите не сжато, вбивайте в гугле “цветотипы” и погружайтесь, информации море). Изначально Джексон выделила 4 базовых цветотипа (по временам года), которые определялись по двум главным факторам:
— подтон кожи — теплый или холодный (проще всего определить по оттенку кругов под глазами — может быть отлив сине-фиолетовый или в желтизну);
— светлый или темный цвет волос и глаз.
Но такого деления для описания разных типов сочетаний было явно мало (потому что, например, женщины с темными глазами и светлыми волосами попадали сразу в разные типы и терялись в догадках, что им с этим делать), и чуть позже вышли добавления к системе Джексон, которые разбили каждый из сезонов на 3 подтипа, добавив новый фактор — контрастность внешности. Всего типов стало 12, и разделились они в зависимости от разных комбинаций преобладающих во внешности тонов:
— светлых или темных
— холодных или теплых
— мягких (низкоконтрастные) или ярких (контрастные)
И чуть позже к ним добавился еще один показатель — легкость/глубина, и так типов стало 16 (omg!). Каждый из сезонов разделился на 4 подгруппы, разобраться в которых стало совсем непросто.
…
Кому эта система реально помогает? Профессионалам.
Например, колористам, которых просят “покрасьте меня в блонд… ой, а я не знаю в какой оттенок — что порекомендуете?” Колорист клиентку не знает, он не видел ее при разном освещении и в одежде разных цветов, у него не было возможности сравнить как разные оттенки влияют на ее внешность, но ему нужно быстро выбрать цветовую схему.
Кто может спокойно без нее обойтись?
Вы.
ПОЧЕМУ ВАМ НЕ НУЖНО ЗНАТЬ СВОЙ ЦВЕТОТИП
Ну потому что вы, в отличие от колориста в салоне, живете с собой всю жизнь. Вы пробовали носить вещи разных цветов и знаете, что из этого получалось. У вас есть предпочтения по типу металла в украшениях. Вы себя разглядывали подробно при разных типах освещения. Вы, возможно, красили волосы в разные цвета и знаете, какой оттенок делал вас краше, а какой — нет.
Вы себя знаете, и в этом ваше главное преимущество перед любым консультантом. У вас есть отправная точка, вам просто нужно научиться работать с этой информацией и развивать свою цветовую интуицию (что не так уж и сложно).
В чем проблема с системой цветотипов? Их несколько:
- любая классификация — это ограничение. Иногда оно помогает принять решение, иногда становится тюрьмой. Я за то, чтобы развивать чутье, а не пытаться логикой задушить интуицию. Система цветотипов — это логическая конструкция, которая не является точной (это не доказательная медицина);⠀
- бренды не шьют одежду по цветотипу, так что даже наличие заветной палетки с номерами цветов по пантону не сильно вас выручит — нужно все равно будет учиться оценивать цветовые сочетания более глобально (“мое — не мое”);
- есть мода на цвет и типы цветовых сочетаний, и эта мода меняется; бывают сезоны (и даже циклы в несколько лет), когда в моде определенные оттенки и палитры (пастель, например), и нужно опять учиться соотносить эти тренды не с жестко заданной палеткой, а с ощущением “мой цвет или нет” в целом;
- мы люди, и у нас есть эмоциональное восприятие цвета. Цвет может подходить вам по цветотипу, но при этом не вызывать у вас вообще никаких чувств или даже вызывать отторжение. Может быть и обратная история: вроде вот вообще не ваш цвет по всем канонам, а вас от него, что называется, “прет”. Система цветотипов также строится на предпосылке, что цветотип не меняется со временем: оттенок вашей кожи, волос и глаз заложен генетически. Но эмоциональное восприятие цветов меняется постоянно! Вам могут нравиться яркие, агрессивные цвета в юности, пастельная палитра в период материнства и глубокие цвета в зрелом возрасте, например.
Так что если говорить глобально, вам нужно в целом понимать какая часть спектра вам подходит и развивать в себе “чувство цвета”. Собрать гармочниное сочетание цветов в одежде можно и без знания своего цветотипа.
ТЕОРИЯ ЦВЕТА (ИЗЛОЖЕННАЯ ЖИВЕНЬКО)
Так, ну тут будет занудно, но я постараюсь галопом и без излишних углублений.
Гармоничное сочетание цветотв в одежде базируется на понимании природы цвета. Любой цвет (кроме белого, серого и черного), раскладывается по палитре от теплых до холодных оттенков. Холодные оттенки — это такие, в которых преобладает холодный (голубой) подтон. Теплые — это оттенки с преобладанием теплого подтона.
Например, зеленый цвет может быть оливково зеленым (теплый) и ближе к цвету морской волны (холодный). Красный может быть с малиновым (холодным) отливом или с кирпичным (теплым). Синий и желтый цвета в этом смысле проще (синий — холодный, желтый — теплый), но и тут могут быть разные оттенки и переходы.
В середине этого спектра находятся оттенки, в которых количество желтого и синего сбалансировано, и их нельзя однозначно отнести ни к холодной, ни к теплой части спектра — это так называемые нейтральные цвета.
Итак, первая характеристика цвета — это его теплота или холодность, и гармоничное сочетание цветов в одежде на многом завязано именно на эту характеристику.
Вторая характеристика — его насыщенность. Знакомьтесь, это колесо спектра:
Видите, ближе к центру все цвета как бы выцветают, а ближе к краю, наоборот, становятся насыщенными? Вот эта разница в интенсивности (или насыщенности) цвета и имеется в виду, когда мы говорим о яркой цветовой палитре или о пастельной.
Собственно, когда вы пытаетесь понять какие цвета вам подходят или нет, вам нужно разобраться с двумя этими характеристиками:
- вам в целом больше идут холодные цвета или теплые;
- глубокие или легкие, пастельные (то есть оттенки, расположенные ближе к центру или ближе к краю колеса).
Чем более контрастна ваша внешность (например, светлая кожа и темные волосы и глаза), тем больше вам идут яркие, насыщенные цвета. Чем ваша естественная контрастность ниже (светлая кожа, светлые глаза, светлые волосы), то больше вам идут мягкие, низкоконтрастные цвета и сочетания.
Но и тут важно помнить, что если цветовую температуру тела изменить невозможно (цвет кожи, зрачков и волос заложен генетически), то контрастность своей внешности вы можете менять. Естественную контрастноть меняет, например, макияж или окрашивание волос, так что даже если от природы вы обладательница мягких цветовых переходов, это не значит, что яркие цвета в одежде вам противопоказаны!
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ОДЕЖДЕ: ПРАКТИКУМ
Ну все, завязываем с теорией и переходим к практической практике. Вот что я хочу чтобы вы сделали прямо сейчас:
- взяли в руки ту вещь, которая вам однозначно идет по цвету;
- включили компьютер (на компьютере выполнять упражнение удобнее, чем на телефоне);
- зашли на сайт https://color.adobe.com/create
Это сервис для дизайнеров, которые разрабатывают цветовые палитры. Вам особо в детали углубляться не нужно, сейчас я вам объясню, что с этим делать.
Квадратики с разными цветами ПОД колесом спектра — это палитра. В центре палитры — квадрат с галочкой, это отправной цвет. Этот же цвет отмечен кружочком с галочкой на колесе спектра:
Берите свою вещь и внимательно изучайте цвет (лучше это делать при дневном освещении). Мышкой хватайте кружочек со стрелочкой на колесе спектра (отправной цвет) и, перетаскивая ее по колесу, находите цвет вашей вещи — вам нужно приблизиться к нему максимально возможно. Цвет появится в центральном квадрате палитры (который помечен стрелочкой) внизу под кругом.
Цветопередача на экране не точная, но это не страшно — вы не колорист Hermés, который разрабатывает новый паттерн для платка за $300, и вам не нужен номер цвета по пантону, вам нужно получить общее представление о своей палитре, и экрана для этого хватит.
Нашли цвет вещи на колесе спектра? Посмотрите на раскладку под колесом — система уже выдала вам палитру. Интересно, правда? Сейчас будем учиться ее читать.
Идем дальше — слева от колеса спектра вы видите все возможные типы палитр (гармоничных сочетаний):
Как только вы определились с главным цветом, вы с помощью системы можете подобрать все возможные типы сочетаний с ним. И начнем мы с самого первого — ставьте точку рядом с “Analogous”.
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ОДЕЖДЕ: АНАЛОГОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Это сочетания оттенков которые находятся в в соседних сегментах колеса спектра, и при этом обладают той же степенью яркости, что ваш базовый цвет. Так как мы с вами сейчас изучаем тот цвет, который вам однозначно идет, то вам важно знать вот что:
- цвета, которые выдала вам сейчас система под колесом спектра, с вероятностью 99% тоже вам идут — эти цвета вы можете носить в зоне лица (топы, шарфы, блузки и т. д.)
- все эти цвета можно сочетать между собой в одном образе и образ получится гармоничным и не скучным.
Аналоговыми сочетаниями дизайнеры пользуются когда хотят создать объемные паттерны в одном цвете, и такая палитра в целом выглядит уравновешенной и мягкой. Но вот для подбора аксессуаров этот тип сочетаний не очень подходит, они будут теряться, так как разница в цветах неочевидная.
Идем дальше и теперь ставим галочку рядом с “Monochromatic”.
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОТВ В ОДЕЖДЕ: МОНОХРОМНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Смотрите, как распределись цвета — теперь кружочки на колесе спектра расположены не рядом, а по вертикальной линии. Монохромная палитра — это сочетания разных по насыщенности оттенков одного и того же цвета. Так как мы с вами сейчас изучаем цвет, который вам идет, то разные его оттенки с большой степенью вероятности тоже вам подходят.
Однако тут важно помнить про правило контрастности: чем более яркий оттенок своего цвета вы надеваете к лицу, тем важнее соотносить его с контрастностью вашей внешности (проще говоря, не забывайте про макияж, если от природы у вас мягкая внешность и вы надеваете вещь или шарф яркого цвета).
Если цвет вещи, которую вы держите сейчас перед экраном монитора, вам нравится, то вы можете использовать его как отправную точку для создания монохромного гардероба (или капсулы), то есть гардероба, который строится вокруг одного цвета. Это проще, чем сочетать разные полные цвета, такой гардероб универсален (вещи легко сочетаются друг с другом) и проще избежать ошибок.
Монохромные образы — хороший старт для тренировки своего «чутья цвета».
Идем дальше и теперь ставим галочку рядом с “Complementary”.
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ОДЕЖДЕ: КОМПЛИМЕНТАРНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Это сочетание цветов, которые расположены противоположно друг другу на колесе спектра. Именно комплиментарные сочетания цветов помогают ставить яркие акценты, и вносить разнообразие в гардероб, и если вы знаете свой базовый цвет, то знание комплиментарных оттенков поможет вам выбирать аксессуары и “низы” для полноцветных образов.
Посмотрите на палитру, которая появилась под кругом. Цвет, комплиментарный к цвету вашей вещи, можно использовать для выбора сумок, юбок, брюк, обуви и т. д. — все эти вещи будут хорошо сочетаться с топом, цвет которого вам к лицу.
Еще раз: базовый цвет — к лицу, комплиментарный — НЕ к лицу (сумка, ремни-кольца-браслеты, обувь, брюки-юбки). То есть если ваш цвет — бирюзовый, то горчичной может быть юбка, но не топ и не блузка. Комплиментарное сочетание — самое агрессивное из всех возможных, и воспринимается со стороны как яркое, акцентное, сильное. Комплиментарные цвета вам в зоне лица не нужны, они будут контрастировать с вашей внешностью, делая черты болезненными и невыразительными.
Идем дальше и ставим галочку рядом с “Triad”
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ОДЕЖДЕ: ТРИАДНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Последнее сочетание, про которое я хочу вам рассказать — это сочетание по триаде. Посмотрите на палитру, которую вам выдала система — вы увидите, что она достаточно контрастная, но при этом не такая агрессивная, как комплиментарная. В ней сочетаются три типа цветов, а не два противоположных, как в комплиментарной палитре, и эти цвета не такие контрастные.
Сочетания цветов по триаде можно использовать для подбора вещей и аксессуаров, такие сочетания воспринимаются как более спокойные, но тем не менее интересные. А еще с помощью триадных сочетаний можно искать другие цвета и оттенки, которые вам идут.
Возможных сочетаний цветов больше (и вы их видите в системе), но вам для палнирования своей цветовой палитры хватит этих четырех. Начните с изучения принципа аналоговых, монохромных, комплиментарных и триадных сочетаний — этого будет достаточно чтобы начать учиться работать с цветом в подборе вещей.
Цветопередача на экране страдает, и лучше (как только у вас будет возможность) наведаться в самый большой магазин тканей в городе и поприкладывать к лицу разные варианты. В магазине вы сможете уточнить для себя примерно подобранные с помощью системы цвета и оттенки, и определиться с палитрой гардероба, которая строится вокруг трех типов цветов — базовых, нейтральных и акцентных (подробнее рассказываю об этом в книге «Основы безупречности«).
Изучайте цвета и сочетания с помощью системы — меняйте насыщенность, пробуйте разные оттенки, сохраняйте разные палитры (справа от колеса есть кнопка SAVE).
Играем?
Напишите в комментариях, что у вас получилось — очень интересно!