Качество вещей, которые мы покупаем, волнует нас очень сильно – мы все хотим тратить деньги на вещи качественные, и именно качество вещи почти все покупатели ставят во главу рейтинга факторов, влияющих на решение о покупке.

Однако каждый раз, когда на семинаре мы добираемся до темы качества вещей и когда я прошу участников объяснить что они понимают под этим словосочетанием, мы сталкиваемся с трудностями – как выясняется, все хотят качества, но никто толком не может объяснить что это такое.

Для кого-то качество и высокая цена – синонимы, т. е. дорогая вещь априори более качественная. Для кого-то качество — это прочность вещи, которая складывается из крепости прострочки, например («не расползается в руках»), а кто-то просто говорит что «качественную вещь видно сразу», не вдаваясь в детали по каким признакам.

Хотя на самом деле у качества и его градаций (от низкого до высокого) есть очень четкие фактические показатели, просто не все о них знают. И именно об этих показателях я хочу рассказать сегодня.

качество вещи

КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ВЕЩИ

Для начала давайте разберемся с тем, зачем вообще заморачиваться на тему качества.

На самом деле, существуют разные философии и разные подходы к покупке вещей: кто-то стремится покупать вещей меньше, но лучшего качества, отказываясь от вариативности, а кому-то больше по душе развитое потребительство, то есть качеством можно и поступиться, коль скоро гардероб все равно меняется каждый сезон почти полностью. Какая из философий ближе лично вам – решать только вам, однако если вы все-таки больше склоняетесь к разумному минимализму, то научиться резво оценивать качество вещи перед покупкой важно.

Традиционно под качеством понимается сочетание следующих факторов:

  • качество ткани (текстиля) и материалов, из которых сделана вещь
  • качество кроя (точность посадки)
  • качество обработки (швы и прострочки, декоративные детали).

Качественная вещь имеет больший запас прочности, она не теряет форму после первых стирок и не вытягивается при носке, ее поверхность не покрывается моментально катышками, из нее не начинают торчать нитки, от нее не отлетают пуговицы, у нее не топорщится молния. В общем, чем выше качество вещи, тем дольше она сохраняет тот вид, который имеет на вешалке или на полке в магазине.

ЦЕНА VS КАЧЕСТВО

К сожалению, цена сегодня вовсе не является гарантией качества вещи, и чтобы понять это нужно понимать как устроен рынок одежды. Я уже писала об этом немного вот в этом посте («как выглядеть дорого, не тратя много»), и добавлю:

  • задача бренда – заработать деньги на продаже вещи, поэтому производитель стремится «урезать косты» (снизить стоимость производства всеми способами), часто за счет снижения качества вещи (текстиля, стоимости работы, стоимости фурнитуры и т. д.);
  • чем сложнее вещь, чем больше в ней деталей или фурнитуры, тем дороже ее производство – если сложная вещь стоит недорого, то скорее всего, сэкономили на качестве ткани или работы;
  • простые вещи (простой крой, без сложной фурнитуры) высокого качества могут стоять недорого, и их можно и нужно искать в коллекциях демократичных брендов;

Различие между топовыми брендами и fast fashion заключается в том, что дорогие марки имеют больше возможностей повышать стоимость производства вещи (так как у них выше маржа), и посему вещи в люксовых бутиках часто действительно лучшего качества. Однако эта зависимость абсолютно нелинейна: проблемы с качеством бывают и у дорогих вещей, а недорогие бренды часто предлагают действительно качественные вещи. C’est la vie!

Помимо особенностей рынка производителей одежды, нужно понимать что есть еще особенности ритейла, т. е. магазинов. Например, попасть в крупные торговые сети брендам очень сложно – если вы нераскрученная марка даже очень хорошего качества, вам придется приложить усилия чтобы крупные магазины взяли вас в продажу.

Иногда в обмен на то, что бренд будет продаваться в крупных сетях, ему предлагают сшить коллекцию вещей для собственной торговой марки сети. Другими словами, вы приходите в мультибрендовую сеть «Ромашка» и там есть стойки с одеждой под брендом «Ромашка» и отделы разных других брендов. Вещи под брендом «Ромашка» могут стоить на 30-40% дешевле брендовых вещей, и быть при этом такого же качества, так производятся на мощностях тех же брендов.

Это лишь один из примеров того, что цена и качество вещи вовсе не связаны между собой напрямую, так что единственное что остается – верить глазам своим. Именно поэтому покупка онлайн часто сопряжена с риском, если вы не уверены в онлайн магазине и в том, что сможете без проблем вернуть вещь если качество вас не устроит, лучше не рисковать.

I.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТКАНИ

Качество ткани  – это фундамент качества вещи. От него зависит как вещь будет сидеть, вести себя после стирки и как долго она будет сохранять свой вид. Оценивать качество ткани нужно по двум параметрам:

  • собственно, качество ткани (материала);
  • насколько именно эта ткань подходит для вещи (одна и та же ткань может носиться и служить в разных вещах по разному).

Не бывает плохих и хороших тканей, каждый материал и каждый уровень качества может быть на своем месте. Например, топ из ацетата – плохая идея, так как он будет некомфортен в носке, будет терять форму от пота и его нельзя будет стирать, а вот подкладка для пиджака из ацетата – хорошая идея, потому что она не электризуется и отлично держит форму.

Для каждого вида ткани качество оценивается по своим критериям:

ХЛОПОК

Главный признак качественного хлопка – длина нити, из которой он соткан. Более длинные нити являются признаком хорошего качества, и такой хлопок реально сильно отличается на ощупь и по внешнему виду. Во-первых, он прочнее, чем полотно из коротких нитей, во-вторых – мягче (не царапается, легко сминается, приятнее на ощупь – хлопок из коротких нитей жесткий).

В-третьих, у такого хлопка лучше воздухпроницаемость, потому что длинные нити хорошо соединяются друг с другом и не топорщатся, как короткие нити (не перекрывают движение воздуха).

Лучший хлопок делают в Египте (внимание – не все то, что продается туристам действительно является качественным египетским хлопком), белье и вещи из такого хлопка стоят очень дорого.

Дешевый хлопок низкого качества будет:

  • жестким на ощупь («царапать кожу»);
  • нити будут разной плотности (если присмотреться, то можно увидеть что нить в полотне то толще, то тоньше, иногда с узелками);
  • неплотное плетение – хорошая ткань не должна быть прозрачной на просвет, недорогой хлопок будет менее тугого плетения (вещь будет быстро терять форму, так как нити будут двигаться).

Так что при покупке вещи из хлопка внимательно посмотрите на ткань и оцените плотность плетения, однородность нити, мягкость и прочность полотна. Если все ОК, переходите к оценке фурнитуры.

ЛЕН

Лен тоже делается из нитей разной длины, и, точно так же как и хлопок, может сильно варьироваться по качеству. Льняное полотно из длинных нитей будет более эластичным, мягким и комфортным в носке, лен из коротких волокон будет стоять колом и царапать кожу.

Чтобы исправить эту ситуацию часто в льняную пряжу добавляют синтетические компоненты – это делает ткань более мягкой, но снижает ее воздухопроницаемость и способность впитывать влагу.

В отличие от хорошего хлопка, качественная льняная нить может меняться по толщине, так что не пугайтесь, если увидите на полотне легкие неровности, это связано с особенностями выработки нити и на качестве вещи не отражается. Впрочем, люксовое полотно может быть очень однородным (например, гдладкий лен высокого качества делают в балтийских странах).

Хорошо работают смеси – лен с хлопком, лен с шелком, лен с шерстью – они в носке более практичны, чем чистый лен, не так мнутся и при этом сохраняют все его натуральные свойства.

ШЕРСТЬ

Качество шерсти может сильно отличаться в зависимости от типа (шерсть какого животного используется), диаметра нити и длины волокон. Более тонкие нити (25-30 микрон) используются для одежды, более толстые – для пледов, шарфов и пальтовых тканей.

Качественная шерсть:

  • эластична – то есть после сминания сразу восстанавливает форму, без заломов (сожмите вещь в кулаке на секунду и посмотрите, остались ли заломы);
  • плетение должно быть плотным и однородным (посмотрите вещь на просвет);
  • не должно быть узлов, свободных петель (если полотно трикотажное) или просветов – если такие дефекты есть на новой вещи, скорее всего при носке она быстро потеряет вид;

Обязательно меряйте вещь так, как вы будете ее ностить – если это блузка или водолазка, которую вы будете носить на белье, то меряйте на белье, вам важно понять, как шерсть ощущается кожей при носке.

СИНТЕТИКА И ИСКУССТВЕННЫЕ ТКАНИ

Расхожий стереотип «натуральные ткани лучше синтетики» на самом деле всего лишь заблуждение. Синтетические ткани в определенных случаях намного функциональнее натуральных, именно поэтому даже топовые бренды работают с синтетическим полотном.

Существует огромная разница между недорогим синтетическим полотном, которое используют fast fashion бренды, и сложными синтетическими тканями, которые используются для дорогих вещей. Недорогие марки чаще всего заменяют синтетикой натуральные ткани для снижения себестоимости, люксовые бренды выбирают качественную синтетику и искусственные ткани потому, что в конкретных случаях они будут работать лучше любой натуральной ткани (например, фибровая ткань для спортивной одежды подходит лучше хлопка).

Добавки синтетических волокон улучшают свойства натуральных тканей – например, джинсы skinny должны шиться из смеси хлопка и эластана (5%), иначе их невозможно будет носить. Другими словами, отправлять всю синтетику без разбора в черный список глупо.

Отдельно нужно отметить что есть разница между синтетикой (то есть пряжей, которую синтезируют) и искусственным полотном (то есть пряжей, которую получают искусственным образом, но из натурального сырья). К искусственным тканям относятся вискоза и, например, район, который заслуживает отдельного внимания. Район хорошо пропускает воздух и впитывает влагу, одновременно с этим он легче льна и шерсти, и почти не мнется. Район часто смешивают с хлопком, такое полотно очень мягкое на ощупь, хорошо держит форму и намного дешевле хлопка высокого качества, хотя по свойствам к нему приближается.

И еще одно полотно, заслуживающее упоминания — лиоцелл (lyocell), разновидность вискозы, вырабатываемой из древесины эвкалипта. Лиоцелл — достаточно дорогая ткань, так как делается из дорогого сырья, и при этом обладает целым рядом преимуществ перед натуральными тканями — не так сильно мнется, легче по весу, не уступает по воздухопроницаемости хлопку и обладает при этом красивым матовым блеском. Из лиоцелла шьют плащи, одежду и дорогое постельное белье, так как он хорошо впитывает влагу, не вызывает аллергию и очень приятен в контакте с кожей.

II. КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ПРОСТРОЧКИ

Возвращаясь к теме того, как производители снижают себестоимость вещи: чем меньше рабочих часов уходит на ее изготовление, и чем ниже квалификация того, кто ее делает, тем себестоимость ниже. Поэтому когда вещь придумывается дизайнером, просчитывается и ее экономика, в том числе стоимость часов изготовления – производителю нужно найти баланс между низкой стоимостью и внешним видом готовой вещи.

По большому счету, производителю важно чтобы вещь хорошо смотрелась на вешалке, и чтобы вы ее купили. Нам же важно, чтобы вещь продолжала хорошо смотреться и в процессе носки, и после стирки, и вообще служила нам продолжительное время, так как мы инвестировали в ее покупку свои деньги. Качество прострочки – это еще один фундаментальный показатель, на который, к сожалению, обращают внимание не так уж и часто, и на котором производители часто экономят.

Плохая некачественная прострочка приводит к тому, что швы расходятся, и при стирке усадка идет неравномерно, что выливается в испорченную геометрию вещи. Поэтому в магазине внимательно оглядите все швы на лицевой стороне:

  • ровная ли строчка, нет ли пропущенных петель, уплотнений, однородная ли длина стежков, видно ли отверстие от иглы? Некачественное производство часто грешит тем, что выбирает слишком толстую иглу для тонкой нити (просто не меняет иглу после предыдущей отшитой партии вещей из более плотной ткани, например), что при носке выливается в расхождение швов на вещи и микро-дырочки, которые со временем становятся настоящими дырами. Если отверстия от иглы слишком большие, то это видно на глаз.
  • если есть декоративная прострочка, то везде ли она ровная, нет ли узлов или кривых линий?

Торчащие нитки на концах швов – это неприятно, но не очень критично, хотя и говорит об общем отношении производителя к качеству вещей. Их можно аккуратно обрезать, на носибельности вещи это не отразится.

Теперь выворачивайте вещь наизнанку:

  • осмотрите «сложные» места – подмышки, швы в паху, молнии, уголок декольте, эти места должны быть укреплены двойной прострочкой, не должно быть слабых швов, узлов, пропущенных петель и т. д. (это места, которые при носке берут на себя удвоенную нагрузку);
  • осмотрите боковые швы – они должны быть ровными, иначе вещь при стирке быстро потеряет форму;
  • осмотрите низ вещи – прострочка должна быть ровной, и края должны быть хорошо обработаны, иначе подол будет трепаться, заворачиваться и из него постоянно будут торчать нити. Недорогие вещи скорее всего будут «подрублены» — подол обрабатывается зиг-загом, подворачивается и пристрачивается (эту строчку видно с лицевой стороны). Такая обработка неприятна тем, что влияет на геометрию вещи, подол не ложится мягкой складкой, а стоит«колом». При стирке геометрия будет «плыть». Более качественные вещи подшиваются тайным зиг-загом – с лицевой стороны прострочка не видна, и этот шов эластичный, то есть при носке адаптируется и гарантирует красивую посадку.

III. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КРОЯ

Крой – это штука очень индивидуальная, но вместе с тем есть общие моменты, на которые нужно обращать внимание. Сложный крой отличается лучшей посадкой, так как вещь собирается из подогнанных друг к другу деталей, которые учитывают все естественные изгибы тела. Но помним про экономику: чем больше деталей в вещи, тем больше часов уходит на ее производство (работа закройщика, работа портного), тем выше ее себестоимость.

Например, недорогие бренды часто снижают стоимость пиджака за счет отказа от шва на спине – что ухудшает посадку вещи. Наша спина не плоская, и цельнокроенная спинка вещи никогда не будет сидеть так же хорошо, как спинка из двух деталей с закругленным швом. Соответственно, выбирая пиджак или пальто обращайте внимание на наличие этого шва.

Блузки и рубашки из материала без добавления эластана должны быть снабжены вытачками, иначе вещь не будет сидеть хорошо. В сложных предметах (пиджаках, блузках сложного кроя, пальто) нужно обращать внимание на крой не только самой вещи, но и подкладки – она не должна собираться, пузыриться или топорщиться.

Подкладка напрямую влияет на посадку вещи, и если она плохо скроена (чем часто грешат недорогие вещи), то и сама вещь очень скоро начнет пузыриться и топорщиться. Обязательно меряйте вещь так, как вы будете ее носить – если вы покупаете пиджак на лето, и планируете его носить на открытый топ, меряйте пиджак на белье, чтобы понять, насколько приятен контакт кожи с подкладкой.

Еще важный момент: выбирая пиджак или пальто пощупайте пальцами зону воротника, плеч и подмышек – между тканью пальто и подкладкой в этих местах должны быть дополнительные вкладки, которые укрепляют структуру вещи. Их не видно, поэтому производители часто сокращают себестоимость за их счет, но их наличие критически важно для структурных предметов одежды, иначе они очень быстро потеряют форму.

IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ

Последний, но важный момент – детали. Начните с пуговиц и петель:

  • пуговицы должны быть хорошо зафиксированы, должна прилагаться запасная пуговица;
  • петли должны быть обработаны ровно, вы не должны видеть внутренние слои или изнаночную часть полотна, или торчащие сквозь прострочку петли нити, углы должны быть укреплены;
  • на вещах из плотной ткани (пальто, пиджаках), петли должны быть неплоские, на внешнем уголке петли должно быть округлое расширение (так ткань не будет топорщиться когда вещь застегнута);
  • этикетка с инструкциями не должна влиять на геометрию вещи – этим часто грешат производители недорогого трикотажа, пристрачивающие пластиковые этикетки к боковому шву. Эта этикетка топорщится и видна снаружи, так как меняет линию мягкого шва, и даже если ее обрезать, кусок пластика внутри шва все равно будет заметен;
  • карманы должны быть ровно пристрочены, подкладка боковых карманов не должна топорщиться или перекручиваться (это тоже влияет на посадку вещи на бедрах). Карманы на пиджаках должны быть укреплены нетканным полотном изнутри (оно чувствуется на ощупь), иначе они быстро начнут вытягиваться и придавать вещи мешковатый вид;
  • декоративные детали – люрекс, вышивка, бисер и другие элементы должны быть пристрочены ровно и крепко, ведь при их потере вещь моментально потеряет свой вид. Если есть декоративные детали в виде бусинок или бисера, то производитель должен приложить запасные элементы.

Уффф! Много букв, я знаю. Попробую суммировать все вышеописанное в простом и понятном списке, который вы сможете держать в голове при покупке вещей.

КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ВЕЩИ: ЧЕК-ЛИСТ ПРИ ПОКУПКЕ

  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТКАНИ:
  • качество плетения – нет ли узлов, перекрученных нитей, просветов, равномерная ли плотность ткани?
  • какой состав ткани, подходит ли эта ткани для той вещи, которую из нее сшили?
  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОСТРОЧКИ
  • лицевая сторона – ровная ли прострочка, нет ли пропущенных петель, нет ли явных дыр от иглы (толстая игла, тонкая нить), нет ли скомканных нитей, узлов и прочих дефектов?
  • изнаночная сторона – укреплены ли «сложные» места двойной прострочкой? Ровная ли прострочка на боковых швах? Как обработан низ вещи? Нет ли пропущенных петель, не топорщится ли строчка, нет ли разницы в длине стежка?
  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КРОЯ
  • хорошо ли сидит вещь конкретно на вас? Есть ли необходимые для хорошей посадки вещи вытачки и швы (вытачки на груди и спине, шов на спине для пиджаков и пальто)?
  • хорошо ли вшита молния, не влияет ли она на геометрию вещи?
  • хорошо ли скроена подкладка – не топорщится ли, не болтается ли пузырем, не тянет ли где-то саму вещь (например, у недорогих пиджаков подкладка иногда может быть чуть короче вещи, что заставляет ее пузыриться).
  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ
  • пуговицы и петли – хорошо ли закреплены пуговицы, прилагается ли дополнительная пуговица? Хорошо ли обработаны петли, не видно ли изнанку ткани или внутренние слои? Укреплены ли края петель, не торчат ли нитки?
  • Хорошо ли скроены карманы, не топорщится ли их подкладка? Укреплены ли карманы на сложных вещах (пальто, пиджаки)?
  • Оценка качества декора вещи – хорошо ли пристрочены декоративные элементы.

Вуаля. Но даже при условии попадания по всем пунктам, главным фактором остается то, как вещь сидит именно на вас, как она вписывается в ваш гардероб и как решает ваши гардеробные задачи. О которых (и о том, как ставить себе шопинг-цели чтобы покупать только красивые, удобные и нужные вещи) я напишу в следующий раз.

 

_________________________________________________________

Вам понравился этот пост и вы хотели бы узнать больше о том, как создавать интересные образы на базе самых простых предметов гардероба? Возможно вам будут интересна моя книга — «Анатомия парижского гардероба».

Это одна из пяти книг, написанных на основе тренинга «Парижский гардероб», который я веду уже много лет и который посвящен базовому гардеробу в классическом французском стиле – слегка небрежному, слегка унисекс, минималистичному и очень функциональному.

 

ПАРИЖСКИЙ ГАРДЕРОБ

Эта книга написана на основе тренинга «Парижский гардероб», который посвящен базовому гардеробу в классическом французском стиле – слегка небрежному, слегка унисекс, минималистичному и очень функциональному.

В книге я рассказываю об основных константах парижского гардероба, и о базовых парижских сочетаниях: что носить, с чем носить, как носить. Для удобства книга разделена на 3 больших блока («низы», «верхи», «верхняя одежда»), и в каждом блоке я подробно рассказываю о предметах, которые составляют основу парижского стиля.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 

Комментарии

комментариев

Поделиться: